Отдел идеологической и воспитательной работы с молодежью

Социально-педагогическая и психологическая служба

Телефоны доверия

 

 С целью оказания психологической помощи и поддержки студентам, кураторам, преподавателям и сотрудникам, на основании Приказа Министерства образования Республики Беларусь № 496 от 13.08.1998г. «Об утверждении Положения о кабинете психологической службы учреждений образования», в университете 10 сентября 1999 г. была создана психологическая служба, в составе которой в настоящее время работает 2 педагога – психолога.

     С 1 сентября 2006 года на основании Положения “О социально – педагогической и психологической службе учреждения образования”, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 года, психологическая служба   преобразована в социально-педагогическую и психологическую службу,  в ее состав  введен педагог социальный.

   В своей деятельности сотрудники руководствуются нормативно-правовыми актами и внутривузовскими документами в данной области.

   Социально-педагогическая и психологическая служба университета (СППС) призвана решать социально-психологические проблемы организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также оказания психологической помощи студентам, преподавателям и сотрудникам. 

   Целью деятельности СППС является содействие в создании условий  для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения студентов в университете и социальном окружении (индивидуальные и групповые консультации; социально-психологическое просвещение и профилактика, диагностика, социальная защита и опека).

Основные задачи СППС:

организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи студентам,  имеющим проблемы в общении, обучении, социализации или находящимся в социально опасном положении;
содействие в разрешении социальных и психолого-педагогических конфликтов с целью формирования эмоционально благоприятной атмосферы в студенческих коллективах университета и их социальном окружении;
профилактика семейного неблагополучия в студенческих семьях, профилактика асоциального поведения и правонарушений студентов, пропаганда здорового образа жизни;
повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса.

Принципы деятельности СППС:

приоритет прав и интересов студентов;
личностно-ориентированный подход;
гуманистический характер деятельности;
доступность;
конфиденциальность.

Основные направления деятельности:

1. Психологическая профилактика
         “Как справиться со стрессом”
      “Жить или не жить”

2. Психологическое просвещение
        Круглый стол “Мужчина с Марса, женщина с Венеры”
        Тренинговое занятие “Меняя маски, мы играем разные роли”

3. Психодиагностическая работа
        Психологическая диагностика

4. Психокоррекционная и развивающая работа
       Тренинговое занятие “Толерантное общение – дорога к миру”

5. Консультативная работа
        Психологическое консультирование

6. Организационно-методическая работа
       Тематика мероприятий, предлагаемых для кураторов учебных групп

Сотрудники и график работы социально-педагогической и психологической службы

Иваненко Маргарита Анатольевна 

педагог социальный

Дульнева Светлана Ивановна

педагог - психолог

Профилактика и просвещение

ПРОФИЛАКТИКА

Онлайн-акция по курению

Особенности сохранения женского здоровья Уровень благополучия семьи.docx
30 интересных фактов о курении.docx
Закон о предотвращении последствий торговли людьми.docx
Аргументы в пользу и против абортов .docx
Материально правовая база Рб по профилактике насилия docx.docx
Меры принимаемые в области профилактики насилия в семье.docx
Что можно назвать вредными привычками docx.docx

Ускорение мер по борьбе со СПИДом.doc
7 апреля – Всемирный день здоровья.docx
7 правил здорового образа жизни.docx
Зачатие и алкоголь вещи несовместимые.doc
Как избавиться от стресса с помощью животных и растений.doc
Как преодолеть страх.docx
Материалы в помощь куратору учебной группы для проведения информационных часов.docx
Мифы о курении.doc
Правила здорового образа жизни.docx
Неопровержимые факты о вреде алкоголя.docx
Актуальные проблемы алкогольной зависимости.doc
Суицид.doc
Курить не модно.doc
Бросайте курить.doc
Факты о курении.docx
Международный день отказа от курения.doc
Всемирный день борьбы со СПИДом .doc
Всем миром против СПИДа.docx
Европейский День борьбы против торговли людьми.doc
Что такое наркомания.docx
Осторожно СПАЙС.docx
Курение одна из вреднейших привычек.docx
Правда о пиве. Наркотик с приятным вкусом.docx
Выбирай курение или здоровье.docx

Профилактика коронавируса

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом 

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Онлайн-акция Толерантность

10 сентября – Всемирный День предотвращения самоубийств

Тренинговое занятие для обучающихся по профилактике суицидального поведения

Ролик по профилактике суицидов 

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность родителей за воспитание детей.doc
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.doc
ВИЧ-реальность.docx
Всемирный день здоровья 7 апреля.docx
15 марта День Конституции РБ.doc
Это интересно знать.doc
Сессия на носу. Заставь свой мозг работать эффективно doc.doc
Пасха самый главный христианский праздник.doc
Советы психолога первокурснику перед первой сессией.doc
Советы психолога. 5 правил успешной сдачи сессии doc.doc
Как празднуют Новый год и Рождество в разных странах.doc
Забавная психология.docx
Болен лечись, здоров – берегись.docx
Весна наступит раньше.docx
Вам знакомы признаки зимней депрессии.doc
Как почувствовать вкус к жизни.doc
Мысли определяют наше здоровье.doc
Это ПОЛЕЗНО знать.doc
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.docx
Сретение Господне.doc
Как восстановить душевное равновесие.docx
10 фактов о питании.docx
Зачатие и алкоголь вещи несовместимые.doc
Эгоизм.docx
Факты о курении.docx
Международный день толерантности .docx
Как отмечают день матери в других странах. doc
10 советов хорошего настроения.doc
10 способов преодоления гнева.doc
Поздравьте маму.doc
Что может сделать руководитель для улучшения морально-психологического климата в коллективе.docx
Как улучшить морально-психологический климат в коллективе.doc
День единения народов России и Беларуси. docx
День здоровья в поддержку ЗОЖ.doc
УМЕНИЕ сказать нет .doc
Лидерство (буклет).doc
Какой он, успешный лидер (буклет).doc
Деловое общение (буклет).doc
День пожилых людейdocx.docx
День матери в Беларусиdocx.docx
Мощь самооценки.doc
75-летие со дня трагедии Хатыни!
День единения народов России и Белоруссии!

Коронавирус видео 1, видео 2, видео 3

Конституция Республики Беларусь

Тренинги

Акции Добра и ЗОЖ

Азбука безопасности

В нашей жизни часто возникают различного рода происшествия и экстремальные ситуации, которые требуют максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценивать происшедшее и выбирать наиболее эффективный способ защиты, спасения, выживания.

В первые минуты экстремальной ситуации под действием страха, неожиданности, паники, в состоянии аффекта человек действует рефлекторно, на уровне подсознания. Главными причинами таких действий в большинстве случаев является, во-первых, неожиданность, а во-вторых, неготовность, то есть незнание мер противодействия. Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что число жертв среди населения, знающего правила действий при ЧС и умеющего правильно действовать в экстремальных ситуациях, бывает на 35–40% меньше, чем среди населения, не владеющего этими навыками. Поэтому важно знать основные принципы безопасности, которые гласят, что необходимо:

– ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ.

– ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ДЕЙСТВОВАТЬ РЕШИТЕЛЬНО И ЧЕТКО БОРОТЬСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО.

– АКТИВНО (ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ) ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ И САМОМУ ЕЁ ОКАЗЫВАТЬ НУЖДАЮЩЕМУСЯ.

Важно о СОП

Каждому ребенку нужна семья: в идеале — мама и папа. Однако бывает и так, что родители забывают о своих обязанностях, мало уделяют внимания детям, не заботятся об их благополучии, ведут аморальный образ жизни — и ребенок признается находящимся в социально опасном положении (СОП).

Для выявления детей, попавших в социально опасное положение, выработана целая система, четкие критерии, которые прописаны законодательно. Для того, чтобы признать ребенка находящимся в социально опасном положении, проводится социальное расследование, изучаются условия проживания, выслушиваются родители, опрашивается мнение всех служб (медиков, милиции, РОЧС) и коллегиально на совете профилактики в учреждении образования принимается решение: ставить в СОП или нет. Чтобы поставить на учет, нужны серьезные причины: частые скандалы между родителями или родственниками, алкоголизм, тунеядство, долгая неуплата родителями коммунальных услуг за жилье, опасность насилия над ребенком в семье. Это делается с целью профилактики, чтобы предотвратить серьезные последствия. За время нахождения в СОП у родителей есть шанс измениться и сохранить семью.

  1. Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

2.  Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Запрещение ребенку посещать учреждение образования Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)

Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия

Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации

Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
Социальная изоляция несовершеннолетнего
Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания

 

ПОКАЗАТЕЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ

 

1.     Социально-экономические:

длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;

расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2.     Медико-санитарные:

антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

родители или один из них посещает деструктивную секту;

родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:

постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;

наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение  деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

  1.  

Час куратора (методические материалы)

ИМНС ИНФОРМИРУЕТ